А чё? О героях поговорили. Герой -- это аватар действия. Его (или их) глазами читатель погружается в происходящее в тексте. Герой служит для доказательства авторской точки зрения, осознаёт это автор или нет. Соответственно, злодей -- нужен для противоположной точки зрения.
Можно менторским тоном вещать: "лучше быть сильным и добрым, чем глупым и злым". Но кто это будет читать? Куда как лучше накатать сказочку о противоборстве доброго героя со злодеем. В конце герой победит злодея именно своей силой и добротой. Теорема доказана, профит!
Но это всё слишком просто. Идеи могут (и должны) быть куда глубже и многогранней. Порой для их выражения нужно, чтоб герой пил, курил, матерился и шлялся по бабам. Тогда это уже не герой. Антигерой, протогонист. Его соперником вполне может оказаться благочестивый товарищ, исправны налогоплательщик, уступающий место старушкам. Но несмотря на это -- антогонист, соперник.
Что же отличает героя от злодея? Ответ: злодей
неправ. Он может быть хорошим человеком во всех отношениях. Однако ж, в главном, сюжетообразующем вопросе он будет ошибаться. В его образе автор рисует своего оппонента. Вот именно поэтому написаие любой сюжетной вещи надо начинасть с идеи, с того, что хочется сказать. Тогда герой будет нужен для её выражения, его соперник — для опровержения, и конфликт разовьётся сам собой, как результат двух разных точек зрения.
"Бухаха! Я уничтожу весь мир и вы все умрёте!" Знакомо? Шаблонно? Пошло? Как этого избежать?..
читать дальше
Герой прав, герой выражает точку зрения автора. Так вот, чтобы и конфликт был, и антогонист был интересным, нешаблонным он...должен быть прав.
Слышите, злодей должен быть прав! По крайней мере, он сам должен так считать.
Никто не идёт в бой, повесив себе на грудь табличку "зло". Гопники избивают попавшегося им навстречу прохожего за то, что он "слишком дерзкий", сам виноват. Или вообще -- педрила, так они благое дело делают -- от гомосяцтва его лечат. Нацисты истребляли целые народы, поскольку те были "неполноценными". Чиновники кладут себе в карман деньги, которые "иначе разворуют или потратят на ненужное". Великие волшебники и полководцы захватывают мир, чтобы прекратить все войны и распри между народами, чтоб создать единую мощную империю. Никто не делает зло ради зла. Но все могут ошибаться. Даже целые народы.
Приведу один, всего одни пример. Помнится, я был мелкий. Хотя уже и не совсем, мог бы и отвечать за свои поступки... Я пнул кота. Да не как-нибудь, а в нос и с размаху. Нет, я не рос испорченным избалованным мальчишкой. Нет, я любил своего кота. Зачем сделал? О чём я думал в тот момент?
Да ни о чём умном. Казалось, что если по носу хорошенько врезать, он станет персидским котом. Как в мультиках про Тома и Джерри. И это будет очень смешно.
Понятное дело, смешно не было. Когда зверь взвизгнул, в голове прояснилось, я понял, что именно сделал.
Чтобы успокоить читателя, скажу лишь, что серьёзного вреда животине тогдашний мальчишка не причинил. Кот, вполне справедливо пообижался на меня, но потом мы снова подружились. Прожил он долгих, и надеюсь, не самых плохих, четырнадцать лет.
С тех пор я часто стал оглядываться по сторонам. И заметил, что дети -- а иногда и взрослые -- делают зло именно по, как бы сказали в Советском Союзе, "по несознательности".
Вот ребята довели девчонку до слёз. Не оттого, что врождённые садисты. Им просто кажется смешным, когда напомаженная куколка вдруг превращается в красномордую соплепускающую уродину. Действительно, забавно, как в сортирной комедии. Если только забыть, что девчонка эта -- живой человек, а не резиновая игрушка. И она плачет потому, что ей обидно и горько, а не потому что "на кнопочку нажали". Тогда, конечно, подступает ярость... Возможно, если бы они смогли посмотреть на мир её глазами, то поняли бы, хоть что-нибудь.
Вот другая девчонка тащит у подруги игрушку из ранца. Она искренне убеждена, что ей эта игрушка необходима. Что будет для неё куда лучшей хозяйкой. Она просто не понимает, что совершает именно кражу.
Беда в том, что люди не всегда взрослеют. Порой только вширь разрастаются. Кто-то может и не подумать, что если человеку в голову махнуть железным прутом, то он и умереть может. Что молодая-красивая девушка правда не хочет выходить замуж за бурдюк для пива. Что если вдарить бластером по астероиду, то его осколки по инерции всё равно долетят до земли и устроят армагеддец...
Разновидность этого типа злодеев -- "праведный мститель". Совершает явно нехороший поступок и осознаёт это, но придумал сам себе разрешение на него.
Пожалуй, стоит поговорить об ещё одном типе злодеев. Исповедующие принцип "наименьшего зла". Скажу сразу, в жизни я таких практически не встречал. Разве что: эх, врублю колонки на полную мощность, чтоб соседям тошно стало! Чего это они ночью громко разговаривали и мешали мне спать?
Резюмирую: злодеи могут заблуждаться. И разница между героем и злодеем только в их правоте. Хотя бы по мнению автора.